Труба трубе. БрюсУкрЭнерго?

9:36 PM by cabanaigapiko1203

Труба трубе. БрюсУкрЭнерго?



 


(Кто потерял Ю.Тимошенко  в брюссельской капусте?)


 


        


Европейские газовые войны последних лет не отличались большим креативным разнообразием, а здравого смысла в них с каждым годом, даже при желании, обнаруживалось все меньше и меньше.


         Трубопроводный "Газават" носил сезонно-политический характер и новогодние взаимные "подарки" Москвы и Киева успели стать, пусть и недоброй, но уже узнаваемой построждественской традицией.


         Изумленный европейский зритель увидел на своих, еще не остывших экранах, не только телевизионную риторику славянских лидеров, но и перекрытые газопроводы, остановленные предприятия и замерзающие кварталы европейских городов, что не всегда удавалось списывать даже на удачно подвернувшийся глобальный кризис.


        


Политическая целесообразность была единственным оправданием январских (не только газовых) договоренностей В.Путина и Ю.Тимошенко. Поэтому экономическую логику в них пыталось обнаружить и опровергнуть разве что только окружение столь нелюбимого премьер-переговорщиками украинского  президента В.Ющенко.


         По гостиничному "швейцарское", РосУкрЭнерго, которое последние годы согревало не только газом, избранную (в прямом и переносном смысле) часть постсоветских транснациональных элит, теперь эти же отношения столь же успешно охлаждало.


Градус стратегических российско-украинских отношений определялся куда-то текущим курсом совместно зарубежных валют и в эту мультивалютную корзину первыми заглядывали те, кто были уполномочены далеко не последними в пресловутый список "Forbes".


         Обществу постепенно становилось понятно, почему на "газовую кассу" был поставлен, до поры до времени, никому неизвестный, скромный западноукраинский пожарник Дмитрий Фирташ.


Эта должность была не столь "престижна", как "Арбат"; она не обременяла его трубами и месторождениями, а просто поддерживала понятный только посвященным газовый "севооборот".


Он довольствовался немалым, поэтому предусмотреть все не сумел, а может быть, просто не успел вовремя рассчитаться или правильно всех просчитать.


         Его скромность неудачно воплотилась в крупнейших торговых центрах Киева, десятках стратегических предприятий и самых рейтинговых телеканалах Украины. Она глубоко проникла в души и окружения В.Януковича, и руководителей секретариата президента В.Ющенко.


         Политическое любопытство было настолько большим, что украинская группа антитеррора "Альфа" была брошена в кабинеты "Нефтегаза" Украины для поиска избирательного контекста в подписанных в Москве газовых контрактах. Собиралась она и в Кабинет Министров, но к тому времени, как говорят в анекдотах, "концепция изменилась".


         Поскольку цена вопроса исчислялась не только миллиардами позеленевших от зависти, пока что еще американских долларов; но и президентскими перспективами перманентных украинских выборов, то местных  специалистов по газу стало больше, чем избирателей Украины.


         Главный телезритель самой по братски транзитной страны; на глазах у своих изумленных сограждан, выглядел почти неГлавным бухгалтером РосУкрЭнерго. Несколько часов в прямом эфире телеканала "Интер", с достойным лучшего применения упорством, он защищал сомнительные интересы подозрительно "швейцарского" собственника против собственного, несомненно, украинского народа.


Гарантий В.Ющенко оказалось явно недостаточно, потому что виртуальные "швейцарцы" оказались наполовину чисто русскими,  да еще и с реальными газпромовскими печатями. Куда они их в итоге поставят - покажет уже летнее время.


         Не очень злые языки утверждают: не зная, чего ждать от праведного Стокгольмского суда, Д.Фирташ предпочел не связываться и с далеко не всегда праведной "басманной версией" правосудия и теперь большую часть времени он ждет "деловой" развязки из Европейско-Кипрского далека. Именно оттуда грозить он будет и шведу, и тому киевскому почитателю Карла ХІІ и Мазепы, который не оправдал его самые дорогие надежды. Самый способный министр внутренних дел Украины с нетерпением ждет по этому поводу "интерполовской отмашки".


         Возможно, что "франкфуртский счет", выставленный в мае Ю.Луценко был только частью общего "гамбургского" геополитического газотранспортного рассчета.


         Поэтому злые языки еще зимой с удивлением обнаружили в Киеве, как депутатская группа поддержки РосУкрЭнерго и ряд "обгазованных" журналистов и политологов, подозрительно вовремя (на пятый год правления В.Ющенко)  вспомнила о том, что третий тур украинской избирательной рулетки 2004 года может быть признан вполне нелегитимным.


         Такова могла быть новая бартерная цена "за российский газ". Последним способом восстановить и доказать свою лояльность "политическому Газпрому" часть политического окружения Д.Фирташа, в самом крайнем случае, может избрать не просто малореальный импичмент В.Ющенко, а активное муссирование темы незаконности его прихода к власти в 2004 году. Вопрос о том, захочет ли В.Путин после этого вести переговоры с Ю.Тимошенко, как соратницей В.Ющенко, в такой версии Майдана, становится почти риторическим.


         Подобная версия, для известных персонажей, может быть эмоционально оправданной, но юридически и политически малореальной и к тому же чреватой самыми непредсказуемыми геополитическими последствиями.


         Правда, это могло стать вполне удобоваримым аргументом, с помощью которого В.Янукович смог бы объяснить своим партийным партнерам из "Единой России", с каким мандатом ходили его региональные однопартийцы на "банковский ковер" к "нашеукраинским" идеологическим противникам.


         Теряя финансовый ресурс предстоящих выборов, и имея электоральную поддержку В.Ющенко на уровне статистической погрешности, колеблющейся около 3 процентной отметки; окружение украинского президента продолжает искать свою предвыборную золотую рыбку в мутной нефтегазовой реке. Хотя для некоторых впору уже примерять, либо депутатский неприкосновенный мандат, либо трансконтинентальный "ковер-самолет". Пример Т.Дурдинца может оказаться печально заразительным.


         "Люмпенизация" Д.Фирташа, в ходе потери им 11.5 млрд. кубометров газа в украинских подземных хранилищах, поставила на повестку дня замену РосУкрЭнерго. Фактически это и произошло в Брюсселе, где, по сути, было сформировано виртуальное БрюсУкрЭнерго. В отличие от своего предшественника, оно обошлось не только без месторождений, труб, но даже и без газа.


         Ю.Тимошенко в январе 2009 года достигла относительного успеха в Москве, не только потому, что устранила газовых посредников между Украиной и Россией. Она избавилась от политических посредников между российским и украинским руководством, договариваясь с Д.Медведевым и В.Путиным лично, по-русски, без европейских и заморских акцентов. Это было ее понимание и своих, и украинских интересов.


         Именно поэтому, подписание московских газовых контрактов было представлено секретариатом В.Ющенко западноукраинскому избирателю,  как капитуляция Ю.Тимошенко перед Кремлем. Капитуляция В.Ющенко перед своим, до обидного,  хуторским окружением в расчет просто не принималась.


         Однако, первый полученный привычным административным способом результат, оказался далеко не таким, на который рассчитывали в секретариате президента Украины.


В марте 2009 года состоялись внеочередные выборы в Тернопольский областной совет, которые блок Ю.Тимошенко так неудачно бойкотировал. Избиратель, разочаровавшийся в лидерах Майдана, повернул резко и вправо. Более трети голосов и большинство в областном совете получили сторонники ВО "Свободы" Олега Тягнибока.


         Он далеко не так прост, чтобы свести все к освобождению Украины от "жидов и москалей", как это часто, и уже несколько лет, пытаются ему приписать. Гораздо опаснее то, что национально ориентированный избиратель, который в массе своей выступал в 2004 году за демократическую перспективу украинского развития, теперь столь же массово, как и разочаровано, требует сильной руки, со своим пониманием этнически оформленной справедливости. Особенно, если она частично "простимулирована" этнически не до конца правильными олигархами.


         Украинская власть, системно уничтожая друг друга, добилась пока что только одного - она дискредитировала демократию в глазах значительного большинства народа, сделав ее синонимом хаоса, коррупции и политической импотенции.


         Неспособность договориться о газе с Россией, как стратегическим партнером, является просто наиболее наглядным проявлением паралича украинских государственных структур.


         Вот почему В.Путин предпочел договариваться с теми, кто был готов взять на себя хоть какую-то ответственность. Именно поэтому главным переговорщиком и оказалась Ю.Тимошенко.


         Неудивительно, что ее противники постараются доказать ее несостоятельность. В реальности, украинский премьер настолько же недоговороспособна, насколько договороспособны ее местные политические конкуренты.


         Проигрывая в очном противостоянии харизме  Ю.Тимошенко; и В.Ющенко, и В.Янукович подсознательно перевели борьбу на уровень своих команд. А как раз в этом противоборстве окружение украинского премьера было явно не на высоте. Тем более, что сама высота оказалась брюссельской, а привычные Печерские и Московские холмы остались далеко за политическим нефтегазовым горизонтом.


Зерно сомнения в предсказуемости Ю.Тимошенко уже посеяно и кто планирует собрать не только политический урожай в евросоюзном финансовом огороде,  еще предстоит выяснять. Но захочет ли В.Путин ждать всходы на такой "нефтегазовой поляне" не знает пока никто. Тем более, что и в его окружении не все в одночасье разлюбили РосУкрЭнерго.


         Европейские чиновники попытались представить достигнутые в Брюсселе результаты по планам модернизации украинской ГТС, как стратегическое примирение президента и премьера Украины. Однако цена подобного сомнительного примирения оказалась несоизмеримо высока.


         Реакция России была настолько же резкой, насколько и прогнозируемой. Вопрос даже не в том, что российская делегация демонстративно покинула тогда брюссельскую конференцию.


         Знак большого вопроса, зависший над 5 миллиардным российским долларовым кредитом - это только первые симптомы вполне возможного глобального просчета. Кто в окружении украинского премьера допустил эту стратегическую ошибку, и по какой небанальной причине - решать самой Ю.Тимошенко.


         Возможно, мы даже узнаем, кто будет назначен очередным "козлом газотранспортного отпущения". Однако, проблема состоит в том, что он съел не только "брюссельскую капусту", цинично подброшенную противниками Ю.Тимошенко. Брюссельского "троянского козла" засунули в украинскую газовую трубу, чтобы ею закупорить северный и южный газотранспортные потоки. О том, что Туркмения откажется снабжать газом "Nabucco" тогда еще не предполагали.


         Майские предложения В.Путина о расчетах за закачку газа в украинские подземные хранилища возможной многолетней предоплатой за транзит яркий показатель того, что российская сторона вызов приняла и не хочет кредитовать живыми деньгами оживающую этой осенью очередную украинскую предвыборную рулетку.


Эту идею российский премьер озвучивал в том числе и в казахской Астане на встрече премьеров СНГ. Предположение президента Н.Назарбаева о том, что вскоре среди президентов СНГ появится женщина было воспринято там, как политический, по восточному тонкий комплимент. При этом большинство явно думало не о Молдове. Более подробно эту тему они обсудят в ноябре 2009 года в Ялте, куда их предусмотрительно пригласила Ю.Тимошенко.


В эти же дни президент Д.Медведев на берегах Амура показывал в Хабаровске европейским лидерам, что Европа не заканчивается Уральским хребтом, как когда-то политически наивно полагал генерал Де Голль.


На другом берегу Амура, даже в кризисной дымке, хорошо просматривались растущие потребности самого надежного в мире потребителя газа. На китайско-европейской границе было все спокойно. А за Татарским проливом, на Сахалине, начинал работу первый крупнейший российский завод по сжижению газа. Японские и южнокорейские газовозы в российских дальневосточных портах становились новой геополитической реальностью.


Серьезные эксперты продолжают намекать украинским политикам, что обводные газопроводы по своей пропускной способности постепенно приближаются к мощности украинской ГТС, построенной еще в советские времена. Кто из них раньше всех это поймет, у того окажется больше шансов защитить правильно понимаемый украинский национальный интерес, который намного важнее самых крупных ставок любой предвыборной борьбы.


         2.5 млрд. долларов, обещанных Украине на конференции в Брюсселе на модернизацию ГТС, это капля в ее политическом предвыборном море. По мнению специалистов, объем реальных инвестиций должен исчисляться десятками миллиардов. Для Ю.Тимошенко - это серьезная клякса на подписанных с В.Путиным газовых контрактах. И пока что неясно, какой ценой ее придется вытирать, тем более, что поставлена она была ручкой, которую В.Ющенко демонстративно передал Ю.Тимошенко. Готова ли российская сторона к такой работе над ошибками, мы увидим во время будущих встреч российского и украинского премьеров.


         Что же касается самих 2.5 млрд.долларов, то очень злые языки утверждают, что за такую сумму ГТС можно модернизировать только политически. Но эта цифра удивительным образом совпадает (с точностью до откатов) с ценой газоизмерительного и другого оборудования, которое евробрюссельские лоббисты несколько лет безуспешно пытаются навязать (вместе с кредитами) украинской стороне. Поэтому газотранспортная пирамида может в итоге оказаться европейской версией американской финансовой пирамиды Б. Медоффа. Тем более, что разноцветные украинские нефтегазовые "пчелы" жужжат вокруг трубопроводов уже несколько лет.


         По существу, невыразительная швейцарская юрисДикция РосУкрЭнерго заменяется на еще более упрятанную брюссельскую юрисФикцию БрюсУкрЭнерго.


         В июне 2009 г. будут перевыборы Европарламента и ротация европейской бюрократии. Часть нынешних чиновников, принимавших активное участие в организации Брюссельской конференции, наверняка уйдет на очень  заслуженный отдых. Они очень торопятся его заслужить.


         Не исключено, что чью-то степень заслуг, со временем,  будут оценивать на Лондонском рынке недвижимости. Может быть, в этой нелегкой работе Украине и России понадобится  помощь европейских журналистов, включая независимых профессионалов из "London Evening Standard".


         Брюссельское газовое похмелье может оказаться не только горьким, но и затяжным.


Как это часто бывает за переговорным столом, Гамбургский счет, на поверку, может оказаться Брюссельским и, кто-то, спрятавшийся за предвыборными кулисами, попытался заставить заплатить по нему Ю.Тимошенко всеми ее нефтегазовыми, политическими и электоральными дивидендами.


На "чай", то есть не только на газ, может просто не хватить ни своего времени, ни чужих денег.



 

Posted in | 0 Comments

0 comments:

Post a Comment